"Кормушка", "печать" и "опасность для потребителя" – три характеристики проекта закона "О риэлторской деятельности"


Опубликованно 17.07.2020 00:00

Кроме того, как сообщает СтройОбзор эксперт по недвижимости Светлана Якимова, эта инициатива несет в себе серьезные риски как основных участников рынка – продавцов, покупателей, риэлторов и граждан Украины, которые не планируют купить или продать недвижимость.

ПОЧЕМУ "КОРМУШКА" И "ПОЛОСЫ"?

В первую очередь я хотел бы обратить внимание на то, что для регулирования деятельности риэлторов, государство пытается каждые 4-5 лет: каждая новая каденция депутатов и новые лица в правительстве представлены на рынке, простите за резкость, "сюрприз". В этот раз инициаторами и № 3618 законопроекта предлагают, в частности, чтобы создать новый реестр недвижимости, доступ к которым будут иметь только риэлторы. Почему? Сегодня существует реестр владельцев, в котором можно получить общую информацию об объекте недвижимости. И специалистов риелторов достаточно: при смене собственника объекта отображаются. Доступ в новый реестр, согласно законопроекту, будет иметь только риелторы. То есть собственники фактически "загоняют" в Агентство недвижимости и вынужден сделать вывод, собственно, официальные договоры, что позволит вам получить регистрационный номер и нотариус для совершения сделки. Если, например, квартира не будет включена в новый реестр и не получит личный номер, ни одно агентство недвижимости не сможет продать, потому что нотариус такую сделку не оформили. Кроме того, проект закона "О риэлтерской деятельности" не указывает, каким образом потребители будут получать регистрационные номера.

Все это очень напоминает схему, которая несколько лет назад подтолкнули собственность оценщиков: создать единую онлайн-платформу (реестр оценки), на основании которых эксперты должны были сделать выводы по формированию стоимости недвижимости. Но на практике это закончилось следующим: оценщик приезжает в реестре, ставит оценки имущества и, если оценка не совпадает с оценкой базы – вынужден сделать новые. И вы должны платить за каждую попытку сделать рейтинг одного объекта в базе данных. Постепенное увеличение стоимости записи в реестр – от 300 до 1800 грн – наглядно показывает, как растет "аппетит" творцов нравится платформ Айн.

И, возвращаясь к законопроект № 3618 "О риэлторской деятельности", хочу подчеркнуть: во-первых, не указано, сколько будет стоить запрос в реестр недвижимости? Во-вторых, предполагается, что они будут производить специальную проверку паспорта. И снова открыт вопрос: сколько это будет стоить и кто это будет делать? Скорее всего, некоторые аффилированные структуры. И, опять же, зачем паспорт нужен, если сегодня БТИ готовится такой документ – технический паспорт объекта? И третье, самое разрушительное, что все деньги пойдут не в бюджет, потому что они не являются налогами, но владелец нового реестра. То есть, на лицо лоббирование чьих-то интересов. Вот вам и "фидер". И вся дополнительная финансовая нагрузка, естественно, ложится на потребителей и повышает стоимость услуг.

Есть у этого законопроекта, на мой взгляд, еще одна огромная коррупционная составляющая. Планируется создать орган, который будет сертифицировать риэлторов – "национальная федерация специалистов в области риэлторской деятельности". Это, по сути, общественная организация. То есть, друзья с "Федерацией" – работа. Не друзей – не работает. И не важно, являетесь ли вы новый агент или крупное агентство недвижимости с 20-летним опытом работы на рынке. Вот вам и "прокладки", которые на самом деле никакие работы не будут выполнены и преимущества промышленности не будет, поскольку на рынке уже более 20 лет идет обучение и сертификация риэлторов в рамках соответствующих общественных организаций, таких как "ассоциация риэлторов Украины".ПОЧЕМУ "РИСКИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"?

Главная опасность, как уже отчасти упоминали, является дополнительное финансовое бремя и ограничение прав, свобод и возможностей собственников. Не только, что, по сути, насильно отправить их в Агентство недвижимости, более того, вынуждены будут выплачивать пошлины за обращение в реестр, и, скорее всего, будет сформирован пул некоторые "придворные" привилегированные риэлторских компаний, обслуживающих интересы настоящих авторов этого законопроекта в "добровольно-принудительном" порядке, чтобы "подтолкнуть" потребителей, чтобы связаться с ними. То есть, риэлторы, покупатели не будут обращаться за качественную услугу, а потому, что нет другого пути. И это полностью нивелирует ценность нашей профессии.

Кроме того, потребители могут пострадать из-за рекламы. Сегодня невозможно продать недвижимость, не афишируя этого. Законопроект также предусматривает чрезмерно высокие штрафы для тех, кто порекламировал объект без паспорта. В пункте 2 статьи 25-2 заявил, что штраф в размере 10 минимальных заработных плат. Сегодня она составляет почти 50 тысяч гривен. То есть, условно, если бабушка хочет подарить свою комнату в аренду, вы должны зарегистрироваться, получить номер, а затем перейти на уровень "Сдам комнату для двух студенток". В противном случае – штраф.

Еще одним весьма деликатным вопросом – информационная безопасность. Согласно законопроекту, новый реестр объектов недвижимости будет содержать не только общую информацию о, например, дома или квартиры, но и более подробные данные, например, сумма, за которую был продан объект или телефоном хозяев. Следовательно, все риелторы, которые пройдут соответствующую сертификацию, сможет получить доступ к этой информации. И это серьезно, это требует личной и профессиональной ответственности при работе с конфиденциальной информацией. Если сегодня могут только нотариусы использовать такую информацию в рамках нотариальной тайны, затем, в случае принятия законопроекта, так: "и пусть все риелторы подключаются к общей базе данных и внести личные данные владельцев!" Не говоря уже о том, что такая информация может быть использована для незаконной деятельности.

08.07.2020 закон о риелторской деятельности: как вы думаете, участники рынка

И что еще более важно, в случае принятия законопроекта под его действие попадает не только основных участников рынка – продавцов, покупателей, арендодателей, риэлторов. Позвольте мне процитировать отрывок из экзаменов, что нотариальной палаты Украины: "законопроект не мстить vikliuceni для операций з дочего у утрымання, мни, Патаки, для оренди paiova земли, для ndivia prodaju для drvna договору тощо, т. е. vimage с обов\'язково zaluchennya РАР государств навт эти операции, суть яких не потребут zaluchennya из dodatkowych poserednikiv. Так, члены семьи navti § не гладкая, без zaluchennya РАР sdisney метаболизм МиЖ его налина м нерухомості."

В целом, я хочу подчеркнуть еще раз, что в этом законопроекте мы, как специалисты по недвижимости, пока не вижу решения проблем потребителей или государства, и вижу коррупционную схему, в которой выручка от оптовой торговли "билеты" участников рынка будет частной структурой. И реализация этой законодательной инициативы никакой реальной пользы для рыночной экономики и потребитель будет не обойтись.

Напомним, что риелторы массово выступают против законопроекта № 3618. Также на сайте президента появилась петиция с требованием не допустить принятия этого документа. Новости по теме: 30.06.2020 эксперт прокомментировал новый законопроект о риелторской деятельности 03.07.2020 проект закона "О риэлтерской деятельности в Украине" - это рейдерская атака на рынок недвижимости 08.07.2020 закон о риелторской деятельности: как вы думаете, участники рынка document.write(\'\');



Категория: Строительство